| 
 | 
  	    
  	      
  	        
  	            	            
  	            
  
	      
	  
	  	
	            Взгляд Одиссея | Ulysses' Gaze | Взгляд Улисса | Vlemma tou Odyssea, To | 
	  	 
	   
  	 | 
   
 
  
    
    	 
     | 
    
      
	   	
	   	  | жанр | 
	   	  Драма | 
	   	 
	   	
	   	  |  
	   	
	   	
	   	  | страна | 
	   	  Германия, Великобритания, Греция, Франция | 
	   	 
	   	
	   	  |  
	   	
	   	
	   	  | год выпуска | 
	   	  
		   	1995 
	   	   | 
	   	 
	   	
	   	  |  
	   	
	   	
	   	  | режиссер | 
	   	  
		   			   		Тео Ангелопулос /Theo Angelopoulos/ 
		   		   	   | 
	   	 
	   	
	   	  |  
	   	
	   	
	   	  | актеры | 
	   	  
		   			   				   			Харви Кейтель /Harvey Keitel/ 
		   				   			   				   			Эрланд Юсефсон /Erland Josephson/ 
		   				   			   				   			Майа Моргенстерн /Maia Morgenstern/ 
		   				   			   				   			Тханассис Венгос /Thanassis Vengos/ 
		   				   			   				   			Йоргос Мичалакопоулось /Yorgos Michalakopoulos/ 
		   				   		   	   | 
	   	 
	   	
	   	  |  
	   	
	   		   		
		   	  | видео | 
		   	  
			   	 
		   	   | 
		   	 
		   	
		   	  |  
	   		
		   	  | звук | 
		   	  
			   				   		Русский 
			   			   	   | 
		   	 
		   	
		   	  |  
				   	
	   	
	   	  | длительность | 
	   	  
		   		169 мин
	   	   | 
	   	 
	   	
	   	  |  
		   	
	   									 	
		
	   	  | рейтинг | 
	   	  
					4.00
	   		   	   | 
	   	 
	   	
	   	  |  	
		
			   	
	   	  |  	
	   	
	   	
    	   
     | 
   
 
  
	  | 
   
 
  
    
    	Балканы, один из главных очагов напряженности в Европе, стали натурной площадкой сразу для нескольких значительных фильмов середины 1990-х годов. В 1994 году появилась притча «Перед дождем», через год «Подполье» и «Взгляд Одиссея». Все они, в той или иной степени, отражают трагедию балканских народов, которая началась выстрелом в Сараево и растянулась почти на все ХХ столетие. В который раз, обращаясь к античному наследию, теперь интерпретируя путешествия Одиссея, главный греческий режиссер Тео Ангелопулос создает вариацию эсхатологического мифа — еще одну историю о конце света, но в данном случае все же оставляющую надежду на спасение человечества. 
  
После 35 лет отсутствия на родину в Грецию возвращается знаменитый кинорежиссер. Но позавершении шумной премьеры своего последнего творения он неожиданно отправляется в путешествие по Балканам с целью отыскать три кино-ролика режиссера Янакиса, которые предположительно могут являться первыми греческими фильмами. Опасная одиссея (один из ключевых сюжетообразующих мотивов Ангелопулоса) может рассматриваться как путешествие героя в поисках утраченного времени, или, буквально, по Тарковскому — «запечатленного» на пропавших пленках. 
  
Отправляясь в путешествие, грозящее гибелью, новоявленный Улисс (латинская форма имени Одиссей — отсюда и разночтения в переводе названия) уподобляется своему мифологическому предшественнику. И в этом смысле Балканская война может запросто сыграть роль Троянской, хотя Ангелопулос и не задается целью находить прямые аналогии. 
  
Во «Взгляде Одиссея», который длится без малого три часа (что, впрочем, не является для этого режиссера рекордом длительности) символическая образность и эпическая трактовка времени, хоть и характеризуют авторский стиль, но выглядят уже тяжеловесными. Глубокое дыхание все чаще подменяется самоцитатами, готовыми распасться на визуальные банальности. Если в «Пейзаже в тумане» (1988) волны океана выбрасывали на берег гигантский указующий перст, то на этот раз Ангелопулос довольно долго показывает огромную статую Ленина, уже утратившую свое символическое звучание. 
  
То же самое происходит и с вербальным наполнением. Фразы, вложенные в уста персонажей, как то: «Греция умирает», «Все начинается ниоткуда и кончается нигде», «Конец — это начало», — звучат, мягко выражаясь, выспренно и претенциозно. Уже не смотрится как откровение путешествие Одиссея по временным кругам: его регулярные обращения к судьбоносным моментам далекого прошлого. Ни одну из ретроспекций нельзя трактовать однозначно, поскольку реальность и видения героя сливаются без монтажных склеек в один кусок: персонажи прошлой жизни Одиссея перемещаются в настоящее и так же свободно его покидают. 
  
В то же время лишь пунктиром прочерченная любовная линия прорывает холодность и умозрительность повествования живыми эмоциями, в общем-то не характерными для Ангелопулоса. Начиная со спонтанной завязки, когда Улисс увлекает за собой женщину, стоя на подножке набирающего скорость поезда, и заканчивая горькой развязкой, когда он в полном отчаянии признается, что больше не способен любить. 
  
В контексте творчества режиссера фильм следует считать скорее кризисным, хотя он всерьез претендовал с ним на золото Каннского фестиваля (был удостоен там Гран-при и премии ФИПРЕССИ). И все же надо отдать должное «греческому Тарковскому», который работает без оглядки на капризную моду, раз за разом вживляя в сюжеты ХХ века, казалось, уже давно апробированную античную мифологию.
     | 
   
 
  
       |  	
  
 
  
	  | 
    
      
   |  
 
	
	
	
	  
	    | 
	      Гнетущее, особенно во второй половине, творение, с холодными красками и атмосферой "отчаянной надежды". Из образов эстетической несообразностью выделяются скульптура Ленина и надрывная сцена в финале. Что до временных наслоений - они малоубедительны, а потому неоправданны.
	     | 
	   
	 
	
	 
  	                            
  	           | 
  	         
  	       
	     |